8 апреля, на второй день праздника Благовещения, в день Собора Архангела Гавриила, после вечернего Богослужения в большой трапезной храма вмч. Георгия Победоносца в Коптеве состоялась встреча прихожан с уникальной исполнительницей духовных кантов Полиной Терентьевой.
Духовные канты — это совершенно особый род древнерусских православных песнопений, их называют ещё «духовные стихи». В отличие от других обрядовых песен, которые были строго приурочены к определённому периоду года, роду работ или событиям, духовные канты исполнялись без каких-либо ограничений. Сюжет этих песен обычно был посвящён тем или иным событиям, описываемым в Святом Евангелии или в Житиях святых угодников Божиих. Тексты кантов, исполняемых во время Поста, часто касались темы смерти, загробной жизни, мытарств души, Страшного Суда. Напротив, праздничные — Рождественские и Пасхальные — канты были преисполнены радости и торжества. Были и особенные духовные стихи, исполнявшиеся каликами перехожими — странниками, посвятившими себя молитве и жившими подаянием. Со всеми этими и другими духовными стихами познакомила нас удивительная и прекрасная Полина Терентьева, чудесный голос которой звучал под аккомпанемент удивительных старинных инструментов — крыловидных (малых) гуслей и колёсной лиры. Об этом редком и почти забытом в наше время инструменте Полина тоже рассказала нам много интересного.
А затем художник-реставратор и иконописец Ольга Шаповалова провела интереснейшую презентацию «Благовещение Пресвятой Богородицы», посвящённую тому, как изображали это величайшее событие в разные времена, в разных странах христианского мира, в различных школах иконописи, от первых веков и до наших дней. Сюжет Благовещения невероятно важен во всей истории нашего мира и человечества. Именно в этом потрясающем событии Господь сделал первый шаг к изведению человечества из первородного греха, к спасению каждого из нас. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14) — с Благовещения начинается новая история мира, начинается Рождество, земная жизнь Спасителя, и самое Его Распятие и Воскресение на третий день. И само собой разумеется, что все христианские традиции уделяли ему самое пристальное внимание. Древнеримские камеи, Коптские ткани, мозаики Константинополя; армянские миниатюры из Евангелия и македонские фрески; картины западноевропейских художников средних веков и эпохи возрождения; древнерусские новгородские иконы и киевские мозаики… Всё это показала нам Ольга Шаповалова, завершив свой обзор редким изображением Страстного Благовещения 1932 гоба. Презентация сопровождалась удивительным рассказом о символах, использованных на иконах Благовещения. Каждая деталь на них имеет глубочайший богословский смысл.
Храм вмч. Георгия Победоносца в Коптево