В день Пасхи в храме Всех Святых на Соколе состоялся детский праздник.
Предлагаем вашему вниманию рассказ об этом событии журналиста Людмилы Черепневой, магистранта МГУ. Автор фото: Елена.
«Красный шарик и доброе слово
Утром 1 мая в Храме Всех Святых, что на Соколе, кипела работа. В Воскресной школе наскоро повторяли то, что через какой-нибудь час предстояло произнести в церкви: дети готовились к пасхальному спектаклю. У артистов постарше заботы были разнообразнее. На площадке перед входом в храм суетились прихожане и участники молодёжного движения «Лествица»: устанавливали столы для подарков, декорации и «зрительный зал» — небольшие лавочки. Сразу после спектакля Воскресной школы планировали показать ещё один – кукольный, подготовленный силами «Лествицы». Маленьких гостей после этого ожидали игры и конкурсы с фольклорной группой «Терем», больших – другие, как ни странно, менее ожидаемые сюрпризы.
Два спектакля
Зрителей ожидалось много, ведь перед Пасхой к храму Всех Святых ежегодно стекается не менее 5.000 человек. Кто на исповедь, кто помолиться перед праздником, а кто и просто «по традиции» – освятить куличи да яйца. Но, вне зависимости от того, что привело людей в храм в этом году, их спешили поздравить с наступающим Светлым Христовым воскресением. Дарили «Пасхальную весть» — толкование Евангелия за авторством патриарха Московского и всея Руси Кирилла, праздничные красные ленточки; угощали чаем с душистыми травами и, разумеется, приглашали на пасхальный концерт. Впрочем, всё это было вчера. А сегодня юным артистам предстояло встретиться с этой разнообразной публикой. Волнуясь, ребята то повторяли слова, то принимались искать потерявшихся в предпраздничной кутерьме исполнителей главных ролей. «Моисей! – слышалось у школы. – Где Моисей?! Марфа! Ты не так просишь. Ведь это же твой сын тонет! Нужно бросаться на его защиту, как львица»…
Спектакль о маловерной Марфе, поверившей в сына Божия лишь тогда, когда его ученик, пройдя по воде, спас тонущего в шторм ребёнка, пришёлся зрителям по душе. Как, впрочем, и вступительное слово духовника Воскресной школы отца Павла Соломатина, и несколько детских песен и стихов, исполненных его духовными детьми. Немалую лепту внесли самые маленькие зрители, часть которых, не долго думая, вышла на сцену и приняла участие в действии. В конце концов, кто же поможет героям, если не они? Единственным недостатком был, пожалуй, неважный обзор из последних рядов. Гостей собралось немало, и если детей удалось провести к самой сцене, то взрослым приходилось иногда выглядывать из-за соседских плечей.
Эта проблема была решена во время следующего представления: во дворе храма места оказалось достаточно всем, а в устроенных позже конкурсах могло поучаствовать сколько угодно ребят. Танцы, традиционные игры в «Дударя», «Зайчика» и «Золотые ворота», спортивные и художественные конкурсы – чего только не подготовили для малышей прихожанки Анна и Евгения. Каждый ребёнок смог проявить свою ловкость, смекалку и умение работать в команде; каждый получил небольшой приз.
«Неужели даже пожертвование не возьмёте?»
Пока гости любовались представлениями, волонтёры успели расставить на вынесенных во двор столах вазочки, коробки и блюда с пасхальным угощением. «Пирожки, торт, чай, — перечисляли женщины-прихожанки в ярко-красных футболках с надписью «Христос Воскресе!» – Налетайте, дети. Всё это нужно съесть». Наигравшиеся мальчики и девочки смотрели голодными глазами, однако «налетали» сперва очень нерешительно: современный мир уже успел втолковать им, что ничего бесплатного «невидимая рука рынка» не разрешает. Меж тем, благодаря отзывчивым прихожанам Храма Всех Святых, а также компании «Пирог хаус» и лично её сотруднику Виктору Викторовичу, праздничное угощение было в этот раз действительно праздничным: обильным и от всей души. Причём не только для маленьких, но и для взрослых гостей праздника. Последним ещё труднее оказалось освоиться в новых условиях. На предложенные соки, сладости, куличи и чай люди смотрели сначала с подозрением, зато потом – едва ли не с восторгом.
— Это всё у вас благотворительность, да? – доверчиво заглядывая в глаза окружающим, спрашивала пожилая женщина.
— Это всё у нас праздник, — отвечали ей. – Угощайтесь.
Маленькая, лет пяти девочка нерешительно потянулась к стакану с соком. Мыслями она давно уже была в хороводе, кружащемся совсем рядом, но всё ещё не верила, что можно одновременно испытать целых два удовольствия: пить и играть. Дернувшись было в сторону танцующих детей, она подняла огромные карие глаза на волонтёров. «А выпить надо здесь, да?» — протянула она и, убедившись, что это необязательно, убежала с соком к друзьям. «Надо же, как у вас тут интересно, — удивилась чья-то мама. — А мы-то в этом году в первый раз пришли!» «Куличики сколько стоят?» – протиснувшись к окружённому людьми столу, поинтересовалась элегантная женщина в чёрных сетчатых печатках. Сообщение о том, что и куличи сегодня раздаются «просто так», повергло её в шок. Именно такое состояние психологи называют когнитивным диссонансом. «Неужели даже пожертвование не возьмёте?» – растерянно прошептала гостья. Бабушка, всего лишь пару минут назад задававшаяся тем же вопросом, уже идёт обратно с большим куличом в руке. «Вот спасибо! – радуется она. – У меня детей трое. Внуки в гости придут, сами порежут». Втолковывать, что пожертвование всегда добровольно, волонтёры не стали. В конце концов, люди не виноваты. Подобные воззрения — ещё один урок рыночной экономики: необязательная оплата, как правило, взимается принудительно. Сколько ещё праздников предстоит организовать, чтобы победить в мыслях людей это убеждение!
Не как бабушки
За импровизированным «праздничным столом», как водится, рождались интересные разговоры. Например, искусство красить яйца, почти забытое нашими современниками, гостями обсуждалось как нельзя активнее.
— А «луковые» яйца у вас есть? – поинтересовалась женщина в красивой шляпе.
— Конечно. Вот «луковое», с наклейкой…
— Мы-то украшаем по-современному – картинками, — вступила в разговор её дочь. — Надеваешь такую на яйцо, на несколько секунд опускаешь его в кипящую воду – и готово. Но мама всегда только луковой шелухой красит. Говорит, что так натуральнее, да и просочившейся на белок краски можно не бояться.
— А давайте я своё яйцо вам положу, а ваше себе возьму? – склонившись над коробкой, предложила юркая, живая, как ртуть, черноглазая девушка. – А то мы вчера освятить не успели… Не дожидаясь ответа, она быстро поменяла яйца местами.
— Какая красота! – не удержалась её соседка. И удивиться было чему: на фоне других яйцо гостьи действительно смотрелось необычно. По ровному оливковому фон змеился тоненький, тщательно выписанный синий рисунок. Существуй на свете травяная гжель, она наверняка выглядела бы так же.
— Чем вы его красили?
— Крапивкой, — улыбнулась мастерица. – Насобирали во дворе, да и покрасили. А букетик нарисовали вручную.
— А соки бесплатно? Точно? – с подозрением осведомился седовласый гость.
— Да-да, угощайтесь.
— Смотри, как здорово, — заметила стоящая рядом с ним женщина. – Всех угощают.
— Это, я думаю, зависит от воспитания. Вот её, — указав на девушку-волонтёра, начал было собеседник, — так воспитывали. Поэтому она и…
Но тему воспитания развить не удалось.
— Так она, наверное, не верующая, а просто волонтёр, — засомневалась женщина. — Вы ведь не верующая, правда?
— Ну почему же? Верующая.
Женщина округлила глаза.
— Но… ведь не так, как бабушки? – понизив голос, спросила она.
— Это смотря какие бабушки. Если хорошие – то так же.
Что нужно для счастья?
В руках у большинства взрослых гостей реяли алые ленточки с надписью: «Христос Воскресе!», дети держали воздушные шарики, цветом и формой очень напоминавшие пасхальные яйца. И то, и другое вызвало немалый ажиотаж. За раздающими волонтёрами тянулись хвосты желающих, а вопрос «Где дают ленточки?» бил рекорды популярности. «Девушка, — попросил пожилой мужчина. – А можно мне несколько ленточек – для интерната?» Получив желанное, гость обрадовался так, словно сбылась его заветная мечта. «Вот, — поучал он свою спутницу, — я же говорил, что можно». Всё это: и очереди, и радость гостей — завуалированная благодарность семье Вишняковых, а также компании «Синяя звезда» и её сотруднику Максиму, не пожалевшему потратить своё утро на то, чтобы подарить детям алый, парящий в небе праздник. А много ли человеку, будь он взрослый или маленький, нужно для счастья? Как ни странно, порой достаточно красного шарика и доброго слова.
Сопровождающего подобные мероприятия мусора по завершении праздника почти не нашлось. А ведь всего-то и требовалось, что поставить на видное место пару пустых коробок и объяснить гостям, куда складывать бумажки и пластиковые стаканчики. Люди уходили с церковного двора усталые и довольные. «Как у вас тут хорошо сегодня было! – приостановившись у выхода, сказала одна из гостий. – У меня аж душа радуется!» Что ж, без искренней радости невозможен ни один праздник. Будем надеяться, что со временем её у нас будет всё больше и больше».
Людмила Черепнева