26 ноября Лествица совершила паломническую поездку в Новый Иерусалим.
И, конечно, место назначения мы узнали лишь в автобусе. У нас существует такая традиция — руководитель наш, иерей Павел Соломатин, клирик храма Всех Святых на Соколе, лишь обозначает день поездки, собирает лествичников, а все остальные детали узнаем во время пути после краткой молитвы
Впрочем, отец Павел признался, что выбрал Новый Иерусалим по просьбе многочисленных духовных чад: и недалёко от Москвы, и дорога не столь загружена. Но, главное, многие из нас очень хотели хоть издали, хотя бы символично проследовать по крестному пути Спасителя.
Ещё (или уже) при патриархе Никоне паломничество в Иерусалим было затруднено и практически невозможно для русского народа. И тогда было принято решение воссоздать иерусалимский храм (в рамках монастыря) близ Москвы. В Успенском соборе монастыря вы найдёте и гроб Господень, и место воскрешения Спасителя, и камеру-темницу, где Его держали вместе с двумя разбойниками, когда войны готовили Крест. Всё то, что мы читаем в Евангелиях о смерти и Воскресении, запечатлено в Новом Иерусалиме.
Столь небывало важная поездка также стала для многих из нас подготовкой для более масштабного паломничества, на этот раз — в Грузию. Но об этом после.
А пока что хотим поделиться интересным (нет, важным и, наверное, основополагающим) событием из истории Нового Иерусалима, непонятным и дивным образом связывающим наше паломничество со становлением ныне действующего монастыря.
Именно 26 ноября (напомним, именно в этот день составлялась наша поездка) в 1941 году немецкие солдаты заняли Новый Иерусалим. Примерно через две недели 10 декабря они покинули отвоёванную территорию, взорвав часть Успенского собора. Холодная осень плавно и ненавязчиво уступала место морозной зиме, и солдаты использовали деревянные иконы с иконостасов для обогрева. Ни одно изображение Спасителя, Его Матушки и святых угодников не уцелело. Однако, поднявшись на «Голгофу», на второй этаж (где символично изображено место Крестной Жертвы Спасителя) воины увидели Самого Распятого Спасителя — деревянный крест, на котором Сын Божиий изображён в полный человеческий рост. В помещении наступило гробовое молчание. Уставшие, озверевшие солдаты вдруг и совершенно, казалось бы, случайно столкнулись с какой-то непонятной силой и величественностью. Несмотря на презрение ко всему не арийскому, уничтожить этот Крест они не решились.
Кстати, распятие Спасителя на Голгофе было вырезано из дерева, специально привезённого для этой цели из Иерусалима.
Благодарим отца Павла за важную и столь необходимую перед началом поста поездку. Низкий поклон нашему экскурсоводу, отразившему дух монастыря в небольшой, объемной и захватывающей экскурсии, и водителя, с ветерком прокатившего нас по Москве.