4 августа 2018 года состоялась очередная паломническая поездка, организованная общиной трезвости храма святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине. На этот раз целью нашего путешествия стали два монастыря, расположенных в Дмитровском районе Московской области: Спасо-Влахернский и Николо-Пешношский.
Первым пунктом поездки стал Спасо-Влахернский женский монастырь. Мы побывали на литургии и молебне, по окончании которых состоялась экскурсия, в ходе которой наш гид, монахиня Харитина, познакомила нас с историей Влахернской иконы Божией Матери, известной с IV века; местности, в которой расположен монастырь; благочестивого рода Головиных, потрудившихся над обустройством храмов в своих селах, занимавшихся собиранием святынь и положивших начало монастырю. Мы также узнали о сравнительно недолгой истории самого монастыря, который от возникновения до закрытия в 1928 году просуществовал около 70 лет; его возрождении в наши дни и возвращении одной из главных его святынь — древней копии Влахернской иконы.
Рассказ о монастыре мог бы длиться гораздо дольше, но график нашего путешествия потребовал вернуться в автобус и возобновить движение к конечной точке маршрута — Николо-Пешношскому монастырю, в который мы прибыли заблаговременно. Время до начала экскурсии паломники смогли использовать по своему выбору — на то, чтобы подкрепить свои силы монастырскими пирожками, написать и подать записки, посетить расположенный неподалеку источник и окунуться в купели, осмотреть расположенный за оградой монастыря небольшой монастырский зоопарк и т.д.
В ходе экскурсии мы узнали о древней истории монастыря, созданного Мефодием Пешношским — учеником преподобного Сергия Радонежского, который первоначально устроил келью в наименее подходящем для обитания месте — на болоте, и лишь после появления учеников переселился на относительно возвышенное место, более пригодное для поселения. Строительный материал преподобный Мефодий с учениками пешком носил через безымянную в ту пору речку, которая ныне именуется Пешношей. Как и монастырь, она запечатлела своим названием память о «пешем ношении» бревен для монастырских построек.
Богатая дальнейшая история монастыря включала в себя и польское нашествие в XVII веке, и его закрытие в годы советской власти, и последующее возрождение в наше время.
В поездке, кроме членов общины трезвости нашего храма, приняли участие представители трезвенного движения других районов Москвы, члены общин трезвости подмосковных Химок и Долгопрудного, а также все те, кто посчитал возможным присоединиться.