2 июля (29 июня по старому стилю) Православная Церковь празднует День святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Слово пастыря
Пётр и Павел. Можно сказать: они перевернули мир. А теперь давайте задумаемся, кем были эти два апостола. Один – рыбак, человек семейный, который оставил всё и пошёл за Господом. Другой – ревнитель иудейской веры, ревностный настолько, что сделался одним из первых гонителей христианства. Эти два человека, конечно, окружённые другими апостолами, сделали для мирового цивилизационного развития столько, сколько не сделал никто. Они сумели передать людям слова Господа и Спасителя нашего, снабдив их комментариями, которые актуальны и по сей день. И вера Христова, которая до того не выходила за пределы Галилеи или, в лучшем случае, Палестины, распространилась по всему миру.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Апостол Пётр, до призвания – Симон
Один из двенадцати учеников Христа. Был одним из самых преданных учеников Господа. Именно он первым назвал Христа – Сыном Божиим (Мф. 16:16). За это исповедание Спаситель обещал ему: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, – и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18–21).
Во время суда над Христом святой апостол Пётр трижды отрёкся от Него, но потом искренне покаялся в этом, и воскресший Спаситель простил его и восстановил в апостольстве.
Как Симон стал Петром?
В Новом Завете апостол Пётр – человек, чьи переживания, метания, противоречивые поступки, страхи и слёзы описаны очень подробно.
Он хочет пойти за Христом по воде, но потом пугается и начинает тонуть. Он сперва готов идти за Учителем в огонь и в воду, при аресте Христа смело берётся за меч. И он же потом отрекается от Спасителя трижды за одну страшную ночь. Он мучается, носит в себе это ощущение предательства. Но в конце концов именно ему Христос адресует вопрос: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» И тот отвечает: «Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21:15,17).
Главный урок апостола Петра: рядом со Христом он не боялся быть собой, не боялся говорить то, что думает. Он ошибался, но всегда умел признавать свои ошибки, просить прощения и учиться на своих промахах. За это апостола Петра любили и любят во многих странах.
Апостол Павел – «апостол язычников»
Этот человек к двадцати годам стал лучшим среди воспитанников иудейской академии школы известного еврейского учителя Гамалиила. Его ожидала блистательная карьера. Но Бог распорядился иначе: однажды на пыльной дороге из Иерусалима в Дамаск ему явился Христос, после чего в его душе произошёл переворот и он резко изменил свою жизнь.
Савл (так называли Павла до его обращения ко Христу) был гонителем Церкви. Всей душой он верил в грядущего Мессию и ждал Его пришествия. Он представлял Спасителя как грозного земного владыку. Христос с этим образом никак не совпадал.
Явление Савлу воскресшего Иисуса полностью изменило его жизнь, но не изменило его натуру: та же жажда истины, та же пламенная вера, тот же острый ум, та же тонкая духовная интуиция. Он так и остался максималистом. Но именно во Христе он нашёл, наконец, Того, с Кем чаяла встретиться его душа.
Апостол Павел вошёл в историю Церкви как автор многочисленных посланий, проповедник Евангелия и основатель многих христианских общин в разных уголках Средиземноморья. Именно он передал весть о Христе за пределы иудейской общины. Поэтому его порой и называют «апостолом язычников».
Гимн любви
Считается, что самые возвышенные строки о любви в Библии принадлежат апостолу Павлу. «Гимном любви» называют 13-ю главу из Первого послания апостола Павла к христианам Коринфа.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Храм свв. Бориса и Глеба в Дегунине