18 января 2021 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за царскими часами в алтаре кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве.
Царские часы совершаются при открытых царских вратах. Название «царские» эти часы получили на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжили московские цари. В древних Уставах часы навечерия часто именовались «великими».
Богослужебные песнопения исполнил камерный хор Храма Христа Спасителя (регент С.Н. Соколовская).
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил в Храме Христа Спасителя Божественную литургию святителя Василия Великого.
Его Святейшеству сослужили: епископ Наро-Фоминский Парамон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха; столичное духовенство.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).
Прямая трансляция Патриаршего богослужения шла на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Проповедь перед причастием произнес иерей Роман Богдасаров, настоятель храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове г. Москвы.
По заамвонной молитве под пение тропарей «Глас Господень на водах» священнослужители вышли в центр храма, где Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение воды.
Затем было совершено славление празднику.
По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил верующих с сочельником и наступающим праздником Богоявления:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Ваши Преосвященства, досточтимые владыки! Отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с великим праздником, который мы, особенно в России, называем Крещением Господним, но который на языке Устава церковного именуется Богоявлением.
Действительно, на Иордане во время Крещения Иисуса Христа, Сына Божия, явилась Троица. Голос Отца, свидетельствующий о том, что Крещаемый есть Его Сын, и явление Духа Святого в виде голубя дали возможность апостолам и евангелистам, вдохновляемым Святым Духом, запечатлеть это величайшее событие на страницах Евангелия. И мы возносим благодарение Господу за великий дар, который Он явил миру через Сына Своего Господа Иисуса Христа.
Этим даром было нечто, что можно сравнить с сотворением мира. В акте творения был создан материальный мир и, конечно, создан человек. А в акте Богоявления роду человеческому через Сына Божия дарована возможность иметь Божественную силу, Божественную энергию, Божественную благодать. Ничего подобного не было в Ветхом Завете, но через искупительные заслуги Спасителя, Его служение роду человеческому, Его крест, Его страдания нам был дарован после Его вознесения дар Духа Святого.
Другими словами, Бог не оставил Свое творение. Он не отошел от рода человеческого, не покинул материальный мир, но остается с нами силой Своей энергии, силой Своего Духа. А это означает, что существует реальная связь между человеком и Богом, потому что по обетованию Божиему Дух не просто присутствует в мировом пространстве, но на всяком, кто крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа и помазывается святым миром, запечатлевается дар Святого Духа.
Ну, а теперь следует задать самый важный вопрос: а что дает печать дара Духа Святого тем, кто ее получил? Они становятся сверхчеловеками? В них обретаются некие особые способности? Они могут прекрасно учиться, делать карьеру, завоевывать высокие позиции в мире? Совсем нет! Потому что если бы было так, то печать дара Духа не могла бы нести свою спасительную миссию — всё бы ограничилось временным и человеческим. Святой Дух не превращает человека в сверхчеловека, но дает нечто большее — Он открывает человеку возможность быть в общении с Богом, опираться на силу Божественной энергии, Божественной благодати и тем самым обретать спасение, избавляясь от грехов в этой жизни и обретая Божественную вечность как свой настоящий, подлинный и вечный дом.
Благодать Святого Духа — великая сила, и мы знаем, что она дождит и на праведных, и на грешных (см. Мф. 5:45). Но это не означает, что каждый человек получает и усваивает этот Божественный дар, потому что благодать никого не лишает свободы. Хочешь принять благодать — принимай и живи по этой благодати, не хочешь — не принимай. В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повиннем греху (см. Прем. 1:4), как учит нас слово Божие. Благодать не силой берет человеческое естество, его разум, его волю, его чувства; она прикасается к нам подобно легкому дуновению ветра, но в этом дуновении — живительная сила. И если мы обретаем эту благодать, то получаем прощение грехов, а значит, способность обрести общение с Богом в вечности.
Сегодняшний день свидетельствует о величайшей милости Бога к человеку, о величайшей силе, которую Бог дал человечеству через искупительные заслуги Своего Сына, через страдания, крест, Воскресение и вознесение Господа Иисуса Христа. Этот день посвящен замечательному исповеданию нашей веры в то, что Бог присутствует с нами силой благодати Божией. И мы, имея эту веру, должны сопровождать ее таким образом жизни, чтобы наши грехи, наши преступления, наши злые мысли, наши злые поступки не становились средостением, бетонной стеной между благодатью Божией и нашей жизнью.
Вот почему дар благодати Святого Духа не только дарует нам способность обрести спасение, но и заставляет нас ответственно относиться к своей жизни. Он заставляет нас думать о том, что означает быть избранниками Божиими, на которых излился Божественный дар, и через эти размышления осознать свою собственную личную ответственность за то, чтобы, получив этот дар, хранить его и, опираясь на силу Божественной благодати, обретать способность достойно идти по жизненному пути. Идти, исполняя Божии заповеди, распространяя вокруг себя добро и уходя от всякого зла и в мелочах (а ведь мы ох какие мастаки совершать зло, осуждая, допуская так много лишних слов, не задумываясь о том, что обижаем ближних своих), так нередко и в серьезных проступках, когда забываем о Боге и своей ответственности и реально — не словами, а жизнью — отказываемся от того, чтобы быть сынами и дочерями Божиими, а значит, по собственной воле исторгаем из души дар Божественной благодати.
Поэтому сегодня наша молитва о том, чтобы дар, ниспосланный нам, всегда был с нами, чтобы мы были достойны этого дара и способны удерживать Божественную благодать в своем естестве, чтобы, опираясь на Божественную силу, преодолевать зло, неправду в своей жизни и таким образом вносить великий вклад во вселенскую борьбу правды с ложью, добра со злом. И да поможет нам Господь через спасительное действие Его Божественной благодати! С праздником Святого Богоявления, с великим праздником снисхождения на всех нас Божественной благодати! Аминь».