Архитектурное освещение — сравнительно молодое направление в зодчестве, заслужившее, впрочем, право на самостоятельность. Новое поколение специалистов — инженеров и строителей — привычно воспринимает его как неотъемлемую часть любого значимого архитектурного проекта.
Время от времени элементы декоративной подсветки на православных храмах появлялись и прежде. Так, ни одна торжественная коронационная церемония XIХ столетия не обходилась без праздничной иллюминации кремлевских соборов. После великого освящения Храма Христа Спасителя в 1883 году его фасады специально стали освещаться сверхсовременными на тот момент электрическими фонарями.
Конечно, при помощи обычной лампы накаливания задачи архитектурного освещения не решить. В настоящее время в этой светотехнической области используется в основном натриевые лампы высокого давления.
Но храм иконы Божией Матери “Знамение” в Аксиньино освещается другими лампами, так как натриевые имеют только тепло-желтый спектр.
В вечернее время храм освещается зеленым цветом. Поэтому, если требуется освещение иного цвета, выбирать приходится между металлгалогенными лампами и светодиодами.
Специалисты сформулировали два главных закона осветительной колористики, вытекающие из особенностей психологического восприятия человеком тех или иных цветовых «созвучий», диссонансных или консонантных. Прежде всего теплые цвета архитектурных элементов, как правило, подсвечиваются теплым светом, а холодные — холодным.
Перечень основных элементов отдельного собора, церкви, часовни, которые традиционно выделяются светотехническими способами, следующий. В первую очередь необходимо привлечь внимание к общим силуэтным элементам и верхним зонам: главе (главам) с венчающим крестом и куполам (в том числе второстепенным), алтарю и стенам четверика (основного объема) с алтарными апсидами. Далее идут звонница (если она есть) и барабаны. Наконец, при возможности подсвечиваются входы в храм, паперть, барельефы и иконографические изображения на фасадах.