19 января Православная Церковь торжественно вспоминает великое событие – Крещение Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот праздник также именуется Богоявлением, так как по Предвечному Совету Божию человеческому роду в этот день была явлена тайна Святой Троицы. Бог Сын приходит на Иордан, чтобы принять от Иоанна крещение. Бог Дух Святой сходит на Него с неба в виде голубя. Бог Отец свидетельствует: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).
Комментируя это Евангельское событие, преподобный Иоанн Дамаскин говорит о нескольких причинах того, зачем Господь, будучи безгрешным и не имеющим нужду в Своем очищении, принял крещение от Иоанна Предтечи. Во-первых, чтобы взять на Себя все грехи человеческого рода и погрузить их в водах Иордана. «Всех крещается Благодетель, – воспевает Церковь, – в водах погружая множество безмерных прегрешений». Во-вторых, Господь исполняет «всякую правду», являет нам пример верности и послушания Богу. В-третьих, воплотившийся Бог открывает людям неведомое до тех пор сокровеннейшее таинство Святой Троицы, научает истинному Богопочитанию. Отныне мы исповедуем и поклоняемся единому Богу, прославляемому в Трех Лицах. Также, крещением в Иордане Господь Своим Божественным присутствием освящает «все естество вод» и все Свое творение. Наконец, Он Сам указывает нам образ и пример таинства Крещения.
В навечерие, 18 января, и в сам день праздника Богоявления, 19 января, в православных храмах совершается Великое освящение воды, чинопоследование которого отличается особой торжественностью. Воду, освященную как в навечерие, так и в сам праздник, с особым благоговением называют великой Агиасмой, т. е. великой Святыней. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что с самой глубокой древности верующие люди особо относились к Богоявленской воде. «Христос крестился, – говорит святитель Иоанн, – и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год».
Приглашаем вас в эти дни в храмы на праздничные богослужения!