5 апреля 2022 года, во вторник 5-й седмицы Великого поста управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы епископ Наро-Фоминский Парамон совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святителя Спиридона Тримифунтского в Коптеве.
Его Преосвященству сослужили благочинный Всехсвятского округа, настоятель храма протоиерей Сергий Дикий и приходское духовенство. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаркин.
После сугубой ектении епископ Парамон вознес молитву о скорейшем восстановлении мира.
По окончании богослужения протоиерей Сергий Дикий поблагодарил владыку за радость совместной молитвы.
Епископ Парамон передал духовенству и мирянам Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и обратился к ним с архипастырским словом:
«В дни Святой Четыредесятницы каждый из нас старается внимательнее посмотреть внутрь самого себя. Великий пост является временем покаяния. Все богослужебные тексты полностью пронизаны этой темой, призывая каждого молящегося к тому, чтобы он принес искреннее и сердечное покаяние. Мы знаем, что Господь пришел спасать не праведников, а грешников. Поэтому человек, который считает, что он ни в чем не согрешил и не нуждается в помощи Божией, сам в своей жизни со всем справляется и знает, как ее устроить, такой человек никогда не будет каяться. Потому что он сам себе судья и господин своей жизни. А Господь призывает только тех, кто видит себя таким, какой он есть — недостойным, грешником, нуждающимся в помощи Божией. В нашей жизни бывают такие моменты, что ни сами себе, ни другие люди не способны нам помочь. Остается только одна надежда — на Бога. И только когда мы видим, что нам действительно нужна помощь, мы начинаем искренне просить у Бога этой помощи.
На великопостных богослужениях мы каждый раз слышим слова молитвы преподобного Ефрема Сирина «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…». Святые отцы говорят, что для человека намного лучше, полезнее и спасительнее видеть свои грехи, чем видеть ангелов. Потому что когда человек видит свои грехи, тогда ему нужен Бог. А когда он видит ангелов, то еще неизвестно, нужен ли ему Бог. Видение своих грехов приводит человека к тому состоянию, когда ему нечем гордиться, и он смиряется перед Творцом.
Какое у нас бывает покаяние? Часто мы исповедуемся формально, неискренне, как будто даем какой-то бухгалтерский отчет о проделанной работе. И те слова, которые мы произносим на исповеди, никак не трогают наше сердце, от них не появляется слез, не происходит никакого внутреннего движения, которое хоть как-то сокрушило бы нашу гордыню. И в таком случае мы отходим, не почувствовав прикосновения к благодати Божией. Такая исповедь не приносит нам абсолютно никакой пользы, а иногда бывает и во вред.
Вчера за вечерним богослужением мы слышали житие преподобной Марии Египетской – величайший образец покаяния для всех нас. У нее, вроде бы все было, и она, пользуясь своей молодостью, могла бы хорошо устроиться в жизни. Но в тот момент, когда Мария не смогла войти вместе со всеми в храм, она переосмыслила всю свою жизнь. Посмотрев на все свои поступки, она поняла, почему Господь не пускает ее в Дом Божий. Какое изменение произошло в ее душе! Находясь в пустыне, великая подвижница до конца своей жизни слезно каялась в том, что было совершено ею за небольшой отрезок молодости.
Каждый ли из нас подходит к исповеди с таким сокрушением и таким переживанием по поводу своих грехов? И насколько меняет нас исповедь? Подчас мы готовимся к этому таинству формально, не совершая никакого подвига. Но без подвига не бывает настоящего покаяния. Для того, чтобы произошло изменение в душе, человеку нужно усердно трудиться над самим собой. Ведь, если, зная о Боге, приходя в храм и приступая к Церковным таинствам, мы внутренне не меняемся, в нашей душе ничего не происходит, то стоит задуматься – действительно ли мы идем к Богу, не замутнены ли наши внутренние очи души и сердца, действительно ли мы видим себя такими, какие мы есть, или нам только так кажется.
Просветление наступает только когда мы начинаем видеть свои грехи. Поэтому преподобный Ефрем Сирин и обращает особое внимание на то, чтобы наше внутреннее духовное зрение не было замутненным. Если мы научимся видеть свои грехи, научимся настоящему искреннему и сердечному покаянию, и если приложим усилия к тому, чтобы совершить хоть небольшой христианский подвиг здесь на земле (изменить свой характер, свою греховную натуру, чтобы хоть в чем-то ее исправить), и попросим у Бога помощи, то наша жизнь кардинально изменится. Она станет намного светлее и радостнее от того, что вся эта замутненность греховная уйдет с наших глаз, и мы будем видеть себя такими, какие мы есть.
Один из проповедников говорит, что грех ранит душу, и она начинает истекать кровью, лишается жизни. Поэтому грех ведет к смерти, а покаяние залечивает эти душевные раны, слезы покаяния омывают их, и они начинают заживать. Когда человек знает, чем болеет, он эти язвы начинает лечить, и тогда он снова возвращается к жизни, потому что обращается к Тому, Кто может исцелить его душу и сердце, — к Богу.
Пусть Господь дарует нам такое правильное зрение, чтобы мы видели свои грехи, никогда никого не осуждали и просили Бога исцелить нашу душу и сердце, чтобы мы шли к Нему как Источнику вечной жизни».
В завершение владыка поздравил клирика храма вмч. Георгия Победоносца в Коптеве иерея Александра Долецкого с 50-летием со дня рождения и вручил ему памятный подарок.