7 мая 2022 года в праздник Молченской иконы Божией Матери в храме прп. Сергия Радонежского в Бусинове состоялись торжественные богослужения.
Этот образ, чудесно явленный в селе Бусиново в XIX в. особо почитается в храме прп. Сергия. Список Молченской иконы на центральном аналое храма был старательно украшен к празднику живыми цветами. Многие прихожане, а также гости из других приходов собрались молитвенно прославить Пресвятую Богородицу, почтить дарованную Ею святыню.
Позднюю Божественную Литургию в этот день совершил настоятель храма протоиерей Симеона Лев в сослужении протоиерея Иоанна Кочкина.
За богослужением протоиерей Симеон обратился к молящимся с пастырским словом. В своей проповеди настоятель рассказал о почитании Пресвятой Богородицы в Православной Церкви. Отец Симеон напомнил приветственные слава праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, которыми она прославила Божию Матерь: «Благословенна Ты между женами!» (Лк. 1, 28).
«Благословенной Богородица является по нескольким причинам, – отметил протоиерей Симеон, – главная из которых та, что Она приняла, выносила, родила и воспитала Самого нашего Господа. Была первой, сподобившейся встретить и принять Христа, как своего Спасителя. Мария благословенна также потому, что Она приобрела благодать в глазах Господа. Подобным же образом чистота Марии обрела благодать у Бога, когда она была избрана, чтобы дать рождение Его Сыну.
Молитвы и праведная жизнь всегда привлекают внимание Бога, когда мы ищем Его всем сердцем, мы находим Его. Когда мы отдаем Ему все, что имеем и даже саму нашу жизнь, мы становимся Божиими избранниками. Именно это и сделала Мария, и поэтому Она должна приниматься нами, как величайшая из всех в истории дочерей человеческих.
Православная Церковь учила с самого начала, что Святая Дева является ярчайшим примером того, что бывает с человеком, совершенно верующим в Бога. Всего, чем мы должны стать во Христе, Она достигла. Все мы должны принять Спасителя, Мария же была первым человеческим существом, принявшим Его. Из миллионов, посвятивших свою жизнь Христу, Она была первой и совершеннейшей. Следовательно, всем, что обещано нам в Священном Писании, Богородица уже обладает.
Святая Дева является для нас образцом совершенного послушания. Хотя Бог, несомненно, знал, что Мария желала угодить Ему, Он не принимал Ее служения, как принудительного и должного. Ангел объяснил Ей, как должен явиться Христос: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Теперь Марии предстояло принять решение, согласна ли Она. Вслушаемся в Ее ответ, он является входом в мир духовного делания для всех нас: «Се раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38). Даже если мы совершенно искренни в своем желании следовать за Христом, Он никогда не призовет нас к этому без нашего согласия. Подобно Богородице мы должны свободно согласиться быть у Него в послушании.
Далее, Евангелие учит, что Мария является Божией Матерью. После того, как Она зачала в Своем чреве Христа, Мария посетила дом родственников – Захарии и Елисаветы, которые должны были вскоре стать родителями Иоанна Крестителя. Когда Пресвятая Дева приветствовала Елисавету, та назвала Ее благословенной, сказав: «И откуда мне сие, что пришла Матерь Господа Моего ко мне». (Лк. 1, 43)
Думаю, сказано вполне достаточно, чтобы понять, почему Церковь всегда почитала и благословляла Богородицу. Она Сама, провидя будущее Свое прославление, сказала однажды в доме Елисаветы: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк 1, 48).
По существу, все поколения в истории Церкви именно так и делают. Лишь с появлением протестантизма это прославление было оставлено, и мы должны изменить такое положение вещей. С самого начала документально зафиксированного христианского богослужения православные христиане проявляли особую заботу о том, чтобы воздавать должное почитание Марии во время служения Литургии. Сохранился древний гимн, который начинается со слов «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу…». Возможно, именно отказ от почитания Марии является одной из причин того, что наше поколение отказывается почитать кого бы то ни было вообще. В то время, как Слово Божие учит нас чтить царя, быть почтительными друг ко другу, наши современники, по-видимому, находят удовольствие в вызывающем поведении и оскорблении других людей. Причем, особенно тех, кто стоит у власти. Христиане не только обязаны отдавать честь тому, кому она подобает, но также призваны Богом благословлять Матерь нашего Бога.
В конце православной вечерни священник восклицает: «Пресвятая Богородице, спаси нас!». Действительно ли Мария может спасти нас? Несомненно мы знаем, что Мария чиста и свята, что Она молится за нас. Мы знаем, что Божия Матерь всецело подчинила Свою волю воле Божией и, таким образом, в полной мере содействует достижению Божественной цели. А мы знаем, что несомненной целью Бога является спасение верующих во Христа, так что мы, по меньшей мере, можем сказать, что Мария озабочена нашим спасением и желает его. Это относится ко всем верующим, поэтому первоначальный вопрос, может ли Мария спасти нас, приводит нас к другому вопросу — можем ли мы спасти других? И снова Священное Писание дает совершенно ясный ответ, вот некоторые примеры: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо так поступая ты себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16); «…пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 19); «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня» (Иуд. 1, 22-23). Но ни мы, ни даже Дева Мария не спасаем по одиночке. Источником нашего спасения является Иисус Христос. Он сказал «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).
Где же в христианском мире было полностью сохранено христианское учение о Богородице? Большинство протестантов знают, что в их кругах отношение к Ней пренебрежительное. В Римской Церкви присутствует ряд спорных, поздних догматических добавлений, касающихся Марии. А Православная Церковь сохранила учение, верное Евангельскому взгляду на Матерь Божью. Рядом со мной находится икона Божией Матери, называемая «Неупиваемая Чаша», на которой Богородица изображена с поднятыми руками, а на сердце Её Христос. Такой тип икон называется «Оранта» (Знамение). Не лучше ли, и не понятнее ли было написать Христа в стороне и более большим размером? Оказывается нет. Именно такое изображение сделало эту икону одной из величайших Евангельских икон во всей Церкви. На этой иконе Христос пребывает как Господь в сердце Марии, а Ее простертые руки означают приглашение нам с вами позволить Спасителю пребывать в наших сердцах. Так же, как и лик Её. Икона эта служит для всех примером полного предания своей жизни Иисусу Христу.
Будем благословлять Матерь Божью, будем прославлять Ее за явленную Ею благодать через чудотворный Молченский образ. Будем следовать Ее примеру возвеличивания Христа. Откроем наши сердца Господу, как это сделала Она. И тогда мы поможем нашему поколению вернуться к почитанию и благословению Марии, как того хотел Господь. Аминь».
После этого настоятель храма вручил памятную грамоту в честь юбилея со дня рождения давней благотворительнице и работнице храма Клементьевой Валентине Ивановне и поблагодарил за усердные труды.
Завершилось богослужение крестным ходом с Молченской иконой Пресвятой Богородицы, праздничным молебном и поминовением усопших. Прошло помазание от лампады перед чудотворным Молченским образом.
Храм прп. Сергия Радонежского в Бусинове