Состоялась презентация книги по истории Казанского Головинского общежительного женского монастыря
2 ноября 2022 года, накануне дня празднования Казанской иконы Божией Матери, в помещении библиотеки № 44 им. В.Г. Короленко на Смольной улице прошла презентация книги по истории Казанского Головинского общежительного женского монастыря Московского уезда. В этом году монастырь отмечает 150-летие со дня освящения первого домового храма обители в честь образа Спаса Нерукотворного.
На мероприятии присутствовали игумения Зачатьевского женского монастыря Иулиания (Каледа); настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского в Головине иерей Александр Акулин; главный библиограф Государственной исторической библиотеки И. А. Гузеева; правнучка бывшего священника Головинского монастыря священномученика Василия Лихарева Ольга Мадерни; потомок промышленников и благотворителей Йокиш, чья фабрика находилась недалеко от монастыря в усадьбе Михалково, Е. Г. Петрова; издатель книги, генеральный директор издательства «Синержи», И. А. Чумаченко, а также местные жители бывшего Головинского поселка.
Настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине иерей Димитрий Туркин совершил краткую литию о упокоении душ основателя монастыря схимонаха Николая (Гулина), духовенства, игумений и сестер Казанской обители.
В своем вступительном слове отец Димитрий отметил необходимость сохранения памяти о порушенной святыне, поскольку монастыри — это особые места Божия присутствия на земле, где люди учились «небесному житию». В истории монастыря отразился культурный срез российского общества конца XIX – начала XX века.Алтарник храма праведного Иоанна Кронштадтского в Головине Денис Кочерга представил вниманию собравшихся видео-реконструкцию Казанского Головинского монастыря и предложил проект визуализации исторической памяти монастыря путем установки стереоскопов по периметру бывшей монастырской ограды. Также он отметил необходимость обсуждения актуальных вопросов, связанных с изучением истории Головинского монастыря и развитием просветительской и охранной деятельности на его территории. На обширном дворе домов, стоящих на территории, где некогда размещались основные монастырские постройки, погребены останки игумений, строителей, насельниц монастыря и мирских особ, с разрешения монастырского начальства нашедших свое последнее земное пристанище на монастырском погосте.
На вечере особо подчеркнули роль общины храма праведного Иоанна Кронштадтского в Головине в деле воссоздания архитектурного облика разрушенной обители. Во многом благодаря ее поддержке удалось сделать архитектурный макет монастыря.
Автор-составитель новой монастырской летописи Казанского Головинского монастыря Владимир Левушкин рассказал об этапах создания книги, об источниках материалов для нее и коротко коснулся ее содержания, особо подчеркнув, что в процессе работы были воспроизведены имена погребенных на Головинском монастырском погосте.
Помимо воспроизведения послужных списков игумений, монахинь и послушниц монастыря, в книгу в качестве приложения помещены фамилии и имена людей, работавших для нужд монастыря. Это и дворники, кузнецы и кучеры, печники, столяры, трубочисты, заготовители и продавцы сена для монастырского хозяйства. Приведен список купеческих лавок, лабазов и торговых домов, в которых монастырь на протяжении многих лет закупал продукты и все необходимое для монастырской жизни.
В книге представлены протоколы допросов монахинь во время гонений на Церковь в 1930-х годах. Часть монахинь разоренного монастыря осталась проживать в окрестных селах, кто-то вернулся в родные села Московской губернии. Большой террор коснулся некоторых из них, и как результат — расстрельные рвы на Бутовском полигоне и дальнейшее прославление в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
После доклада гостей вечера ждали чаепитие, знакомство друг с другом и обмен мнениями. Организаторы мероприятия надеются, что было положено начало более широкому освещению славной и одновременно печальной истории Казанского Головинского женского монастыря, входившего некогда в московское ожерелье женских монастырей.
На мероприятии присутствовали игумения Зачатьевского женского монастыря Иулиания (Каледа); настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского в Головине иерей Александр Акулин; главный библиограф Государственной исторической библиотеки И. А. Гузеева; правнучка бывшего священника Головинского монастыря священномученика Василия Лихарева Ольга Мадерни; потомок промышленников и благотворителей Йокиш, чья фабрика находилась недалеко от монастыря в усадьбе Михалково, Е. Г. Петрова; издатель книги, генеральный директор издательства «Синержи», И. А. Чумаченко, а также местные жители бывшего Головинского поселка.
Настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине иерей Димитрий Туркин совершил краткую литию о упокоении душ основателя монастыря схимонаха Николая (Гулина), духовенства, игумений и сестер Казанской обители.
На вечере особо подчеркнули роль общины храма праведного Иоанна Кронштадтского в Головине в деле воссоздания архитектурного облика разрушенной обители. Во многом благодаря ее поддержке удалось сделать архитектурный макет монастыря.
Автор-составитель новой монастырской летописи Казанского Головинского монастыря Владимир Левушкин рассказал об этапах создания книги, об источниках материалов для нее и коротко коснулся ее содержания, особо подчеркнув, что в процессе работы были воспроизведены имена погребенных на Головинском монастырском погосте.
Помимо воспроизведения послужных списков игумений, монахинь и послушниц монастыря, в книгу в качестве приложения помещены фамилии и имена людей, работавших для нужд монастыря. Это и дворники, кузнецы и кучеры, печники, столяры, трубочисты, заготовители и продавцы сена для монастырского хозяйства. Приведен список купеческих лавок, лабазов и торговых домов, в которых монастырь на протяжении многих лет закупал продукты и все необходимое для монастырской жизни.
В книге представлены протоколы допросов монахинь во время гонений на Церковь в 1930-х годах. Часть монахинь разоренного монастыря осталась проживать в окрестных селах, кто-то вернулся в родные села Московской губернии. Большой террор коснулся некоторых из них, и как результат — расстрельные рвы на Бутовском полигоне и дальнейшее прославление в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
После доклада гостей вечера ждали чаепитие, знакомство друг с другом и обмен мнениями. Организаторы мероприятия надеются, что было положено начало более широкому освещению славной и одновременно печальной истории Казанского Головинского женского монастыря, входившего некогда в московское ожерелье женских монастырей.