Попечением настоятеля храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине иерея Владимира Герасимова специально для прихода была написана икона новомучениц Головинских: преподобномученицы Михаилы (Ивановой) и преподобномученицы Татианы (Грибковой).
4 февраля 2023 года, в преддверии праздника Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, икона новомучениц была освящена и установлена на одной из стен колокольни бывшего Казанского Головинского монастыря, чтобы каждый приходящий мог испросить у этих святых молитвенного заступничества.
Предлагаем вашему вниманию небольшие заметки о жизни преподобномучениц Татианы и Михаилы в Казанском Головинском монастыре и их страданиях за веру Христову.
Преподобномученица Татиана (Грибкова)
Преподобномученица Татиана (Грибкова) является еще одной святой из целого сонма пострадавших за веру Христову в прошлом столетии. Насельница Головинского монастыря родилась в 1879 году неподалеку от Казанской обители в деревне Щукино. В 1896 году она принимает решение поступить в благословенную обитель в Головине, однако после ликвидации монастыря в 1925 году послушнице пришлось покинуть монастырь и вернуться в родное село.
В 1937 году на преподобномученицу Татиану начались доносы и клевета. «По всем данным, у ней сохранились золотые запасы, так как в первые годы революции она проводила сборы золота на помощь царю Николаю для борьбы за “отечество”» – писал в своей жалобе на святую один из лжесвидетелей.
9 августа 1937 года местные власти провели допрос, а уже на следующий день тройка НКВД приговорила Татьяну (Грибкову) к расстрелу.
Послушница Казанского Головинского монастыря Татиана (Грибкова) была расстреляна 14 сентября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.
Преподобномученица Михаила (Иванова)
Преподобномученица Михаила (Иванова) в самой юности поступила в число сестер Головинского монастыря. Так она и прожила в стенах некогда цветущей обители до революции. Однако в 1920-х годах постепенно Казанскую обитель стали закрывать, но сердобольная монахиня Михаила не пожелала покинуть родные места своего духовного возрождения. Она осталась жить в селе Головине, молиться ходила в бывший монастырский храм и работала судомойкой в санатории. Однако спустя пять лет начальство стало увольнять из санатория бывших монастырских послушниц и монахинь, и многим из них пришлось расселиться по ближайшим селам или переехать в Москву.
Преподобномученицу приютил приход храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине, о чем свидетельствуют данные допроса от 26 августа 1937 года:
— «На какие средства вы существуете?
— Я живу на средства, которые получаю от своих почитателей. Также мне немного помогал церковный совет храма в селе Аксиньино».
Как видно из показаний допроса, Знаменский храм в 1930-ых годах был не только прибежищем для изгнанных монахинь и послушниц Казанского Головинского монастыря, но и по мере своих сил поддерживал их существование.
Впоследствии схимонахиню Михаилу обвинили в приеме на квартире верующих, в участии в монашеских постригах и в богослужениях на квартире. 8 октября 1937 года тройка НКВД приговорила схимонахиню Михаилу к расстрелу, а несколько дней спустя приговор был приведен в исполнение.
Стоит сказать, что даже в 1990-х годах некоторое попечение об последних монахинях Головинского монастыря имел настоятель Аксиньинского храма протоиерей Иоанн Мазов. Он не только отпевал их на новом Головинском кладбище, но и служил панихиды по давно почившим.
Так что поистине Знаменский приход именуется помощником Казанского Головинского монастыря не только в течение всего его существования, но и задолго после.