Все чаще и чаще педагоги вместе со школьниками и студентами образовательных организаций САО посещают храмы Северного викариатства, где учащиеся знакомятся с православной культурой на примере той или иной церкви.
О пользе такой работы ещё в дореволюционное время писал великий русский мыслитель и педагог — Сергей Александрович Рачинский (1833-1902 гг.), педагогический опыт которого, как ни странно, до сих пор мало известен.
Мы не будем подробно описывать его биографию, которую можно прочитать всюду. Однако отметим, что сборник его педагогических статей – «Сельская Школа» выдержал 4 издания. В них, в художественной форме, Сергей Александрович излагает свои заветные мысли о значении и характере русской народной школы. Кроме широты образования и горячей веры в свое дело, С. А. Рачинский внес в свою педагогическую деятельность самую теплую , самую преданную любовь к детям. Школа – была его домом, школьники – его семьёй, для которой он работал, не покладая своих рук.
Его главным делом в области образования стала «Татевская» школа (по названию родного села), в которой он преподавал целую четверть века, в которой многие годы безотлучно жил, разделяя с учениками ее стол и весь образ жизни.
Сергей Александрович совершил со своими учениками поистине в то время удивительное путешествие в Нило-Столобенскую пустынь на Селигер, преодолев с ребятами 100 вёрст. Сделал это он дважды: в 1879 и 1887 году. В то время такие походы в области педагогической пользы для учащихся практически никто не совершал. Не случайно, что многие сельские школы впоследствии восприняли этот шаг, как сигнал к действию.
Хочется привести некоторые мысли Сергея Александровича относительно важности таких выездов на душу школьников, которые за свой большой педагогический опыт он сумел определить:
«Все мы от времени до времени испытываем потребность стряхнуть с себя школьную пыль, забыть о признаках делимости и о дательном самостоятельном, подышать полной грудью, услышать другое пение, чем наше собственное, помолиться на досуге, с размышлением о прошлом, с думою о будущем»;
«Образовательные путешествия, без всякого сомнения, крайне полезны, ибо ученье во многих сельских школах, весьма мало прибавляет к скудному запасу наглядных практических сведений, коими обладает ребёнок, выростающий в тесной и однообразной среде. Образовательные путешествия, давая физическое освежение учащимся, приносит и другую, не меньшую пользу — для ума, для образования».
Завершить эту небольшую историческую заметку о важности образовательных путешествий хочется определением Святейшего Синода от 23-26 июня 1910 года под №4886:
«В школьном деле есть один страшный враг — рутина, шаблон и связанная с ним убыль духа. Учитель, закоснев в своём предмете, в однообразии обстановки в однообразных изо-дня в день повторяющихся занятиях, может сам замереть духом в своём деле. В борьбе с таким периодом духовной убыли и упадка учительской энергии школьные паломничества незаменимы».
Составлено: священник Симеон Тараканов, ответственный за религиозное образование в Северном викариатстве